Региональная ассоциация оценщиков
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 500 61 81

Поправки в закон о саморегулируемых организациях будут рассмотрены ближайшей осенью

17 мая 2012г. в соответствии с решением Совета Государственной Думы Российской Федерации (протокол N 9 от 06 февраля 2012 г.) Комитет по вопросам собственности провел парламентские слушания по обсуждению проекта закона о саморегулируемых организациях.

Мониторинг состояния механизмов саморегулирования и складывающейся правоприменительной практики в отдельных отраслях экономической деятельности, проводимый Комитетом по вопросам собственности совместно с Минэкономразвития России, обсуждение ситуации на 2-м Всероссийском Форуме саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития» подтверждает тот факт, что несмотря на свою молодость саморегулирование состоялось как правовой и экономический факт.

Президентом, правительством страны в связи с вызовами времени и усложнением общественных связей постоянно подчеркивается необходимость создания благоприятных условий для развития рыночной экономики, повышения инвестиционной привлекательности экономики как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и через создание стимулов для формирования профессиональных сообществ, основанных на принципах самоорганизации и обеспечивающих самостоятельную выработку необходимых требований к ведению бизнеса, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам.

Вместе с тем, зачастую представители профессионального сообщества в уже действующих объединениях бизнеса, получивших статус саморегулируемых организаций, не всегда понимают, как использовать эти механизмы, что является серьезной проблемой поступательного становления институтов саморегулирования.

С одной стороны, такая ситуация является отражением того, что на данном этапе развития регулирования экономики в стране всего лишь созданы предпосылкидля формирования органов регулирования не путем назначения в административном порядке, а путем инициативных и ответственных действий наиболее активного слоя профессионалов.

И поэтому важно для государства и бизнеса с самого начала избежать ситуации, когда государство обращается к обезличенному рынку или к наиболее крупным и «важным» его представителям, которые далеко не всегда руководствуются интересами отрасли.

Но с другой стороны, это отражение необходимости обеспечения законодательного единства подходов, минимальной кодификации всех форм регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности во избежание наметившегося «разваливания» модели СРО в угоду отраслевому и ведомственному лоббизму.

Комитет по вопросам собственности по-прежнему исходит из понимания, что саморегулируемая организация - это инструмент государственного регулирования, максимально прозрачно и жестко структурированный законом, с четко прописанным функционалом и единым набором квалифицирующих требований.

Поэтому нормативные требования к структуре саморегулируемой организации и системе взаимоотношений саморегулируемых организаций с представителями своей отрасли и органов власти, должны быть регламентированы даже с большей степенью детализации, чем регламентация деятельности органов власти. Во всяком случае, такая регламентация обязательна на первых этапах становления институтов саморегулирования.

В ходе данных парламентских слушаний представители государственной власти, бизнес-сообщества, саморегулируемых организаций и их национальных объединений, а также отраслевых союзов и ассоциаций Российской Федерации на основе открытого диалога попытались определить основные направления изменений в законодательстве о саморегулируемых организациях.

Ведомства и депутаты Госдумы готовят блок поправок в базовый закон о саморегулируемых организациях (СРО), сообщил замминистра экономического развития Олег Фомичев журналистам в четверг.

"Законопроект мы сейчас обсуждаем и дорабатываем. И там все в одном комплекте: поправки в базовый закон и одновременно поправки в КоАП о введении ответственности СРО и должностных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них законодательством функций", - сказал он.

Он отметил, что законопроект уже внесен в Госдуму депутатами еще в 2008 году. Ко второму чтению он будет переработан. "Новая версия устанавливает более жесткие рамки и правила работы СРО. В нем прописывается, что отраслевые законы устанавливают только особенности работы СРО, но не могут противоречить требованиям базового закона", - сказал О.Фомичев.

Кроме того, детализируется понятие стандартов, понятия того, что в этих стандартах должно содержаться. "Детализируются требования к открытости информации СРО. Еще там есть целый ряд новелл, который позволит этот институт консолидировать, потому что он сейчас расползается", - сказал замминистра. О.Фомичев надеется, что законопроект будет рассмотрен во втором чтении в осеннюю сессию.

В ходе парламентских слушаний в Госдуме в четверг о законодательном обеспечении СРО в России О.Фомичев сообщил, что по состоянию на 15 мая в РФ зарегистрировано 926 СРО, из них 666 СРО - в отраслях, в которых членство бизнеса в саморегулируемой организации обязательно.

"Минэкономразвития возлагает большие надежды на СРО как альтернативу госрегулирования. Надо найти решения повысить доверие к СРО, к их способности быть эффективной заменой госрегулированию", - сказал замминистра. При этом при разработке поправок в надо "не допустить дискредитации этого института, размывания ключевых его признаков, которые мы в ряде случаев, к сожалению, наблюдаем", подчеркнул он.

"В первую очередь, на наш взгляд, это происходит из-за использования механизма института СРО не по назначению", - добавил он. По его словам, действующие законодательные пробелы позволяют называть саморегулируемыми организациями институты, отдаленно напоминающие их, созданные иногда не только под потребности конкретной отрасли, но и под локальные задачи, напрямую не связанные с целями, которые должен решать институт саморегулирования. В свою очередь глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов отметил, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к получению статуса СРО, нет определения квалифицирующих требований к СРО, правовому статусу, полномочиям и принципам образования органов СРО. Кроме того, отсутствует единый государственный орган, отвечающий за ведение государственного реестра СРО.

"Ведомства относятся к осуществлению деятельности по ведению реестра и осуществлению контроля за СРО как к дополнительной нагрузке, сопутствующей основным функциям", - сказал депутат. По его словам, достаточно часто члены некоммерческих организаций, получивших статус СРО, рассматривают ее создание в большей степени "как элемент коллективного брендирования и следование определенному тренду, а не как форму эффективного регулирования своей деятельности, прежде всего через разработку соответствующих стандартов и выстраивание системы внутреннего контроля".

"Следствием этого является то, что саморегулируемые организации просто начинают играть где-то лишь роль прослойки, формально отвечающей за допуск хозяйствующих субъектов на рынок или в профессию", - добавил парламентарий.

Проект закона о саморегулируемых организациях № 126184-5
Рекоммендации парламентских слушаний от 17.05.2012г.

Создана: 08.05.2012 17:56, обновление 31.03.2014 13:51